Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
СПИСОК ДЕЙСТВУЮЩИХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ
- Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Ссылка на сайте pravo.gov.ru
- Федеральный закон Российской Федерации от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» Ссылка на сайте pravo.gov.ru
- Федеральный закон Российской Федерации от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» Ссылка на сайте pravo.gov.ru
- Федеральный закон Российской Федерации от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» Ссылка на сайте pravo.gov.ru
- Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 431-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» Ссылка на сайте pravo.gov.ru
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» Ссылка на сайте pravo.gov.ru
- Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» Ссылка на сайте pravo.gov.ru
- Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. N 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции» Ссылка на сайте pravo.gov.ru
- Федеральный закон Российской Федерации от 07.05.2013 № 102-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» Ссылка на сайте pravo.gov.ru
СПИСОК ДЕЙСТВУЮЩИХ УКАЗОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ
- Указ Президента РФ от 08.03.2015 № 120 «О некоторых вопросах противодействия коррупции» Ссылка на сайте pravo.gov.ru
- Указ Президента РФ от 15 июля 2015 г. №364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» Ссылка на сайте pravo.gov.ru
- Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции» Ссылка на сайте pravo.gov.ru
- Указ Президента РФ от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Ссылка на сайте pravo.gov.ru
- Указ Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Ссылка на сайте pravo.gov.ru
- Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» Ссылка на сайте pravo.gov.ru
- Указ Президента РФ от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (вместе с «Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов») Ссылка на сайте pravo.gov.ru
- Указ Президента РФ от 08.07.2013 № 613 «Вопросы противодействия коррупции» Ссылка на сайте pravo.gov.ru
- Указ Президента РФ от 23 июня 2014 г. N 453 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» Ссылка на сайте pravo.gov.ru
- Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" Ссылка на сайте pravo.gov.ru
- Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 года № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы» Ссылка на сайте pravo.gov.ru
- Указ Президента Российской Федерации от 10 декабря 2020 года «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»» Ссылка на сайте pravo.gov.ru
СПИСОК ДЕЙСТВУЮЩИХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ
- Постановление Правительства РФ от 13.03.2013 № 207 «Об утверждении Правил проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей федеральных государственных учреждений, и лицами, замещающими эти должности» Ссылка на сайте pravo.gov.ru
- Постановление Правительства РФ от 05.07.2013 № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции» Ссылка на сайте pravo.gov.ru
- Постановление Правительства РФ от 09.01.2014 № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации» Ссылка на сайте pravo.gov.ru
- Постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2018 № 228 "О реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия" Ссылка на сайте pravo.gov.ru
- Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2014 г. N 1164 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Ссылка на сайте pravo.gov.ru
РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНО ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ
Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
О ставшем известным факте коррупционного поведения государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Тульской области можно сообщить и направить :
- по «телефону доверия» губернатора Тульской области 8-800-200-71-02 круглосуточно, бесплатно, из любого уголка России, с мобильного или стационарного телефона.
- по телефону «горячей линии» Министерства образования Тульской области принимаются звонки по вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях Тульской области. Анонимные звонки не рассматриваются. Все вопросы регистрируются и передаются специалистам Министерства образования Тульской области для подготовки ответов в порядке, предусмотренном действующим законодательством о рассмотрении обращений граждан. Время работы: понедельник – четверг: с 9.00 до 18.00; пятница: с 9.00 до 17.00; суббота и воскресенье – выходные дни. Телефон «горячей линии» — 8 (4872) 26-96-39
- 102- общероссийский телефон полиции
- 8-961-151-03-32 – телефонная линия «Остановим коррупцию» Следственного управления Следственного комитета России по Тульской области
- 31-27-91 – телефон доверия УФСБ России по Тульской области
Научить граждан следованию закону в повседневной жизни — первоочередная задача на пути к утверждению верховенства права, поддержанию безусловного уважения к закону, правопорядку, а следовательно — укреплению российской государственности.
Для решения этой задачи необходимо выстроить эффективную систему правового образования, которая будет носить многоступенчатый характер. Правовое обучение должно быть поэтапным: начинаясь в раннем детском возрасте (с детского сада), оно продолжается до старшей ступени обучения в школе, вузе. Правовое воспитание на ранних стадиях развития личности особенно важно, потому что именно в детском возрасте человек максимально восприимчив к усвоению норм и требований человеческого общежития.
Большую роль в решении задач правового просвещения и правового воспитания подрастающего поколения играет система образования. На образовательные организации возложена не только задача обучения — велика их роль в воспитании личности, сочетающей в себе следование принципам морали, духовное и культурное богатство и законопослушность. Образовательные организации являются центрами воспитательной работы, поскольку в них работают люди с педагогическим образованием, а целевая аудитория — дети и подростки — принципиально доступна для воспитательного воздействия.
Роль образовательных учреждений в развитии правосознания подрастающего поколения была в своё время подчеркнута основателем советской педагогики А.С. Макаренко, который считал, что педагоги «имеют возможность внушить детям теорию честности, теорию отношения к вещам своим, чужим и государственным с бесконечной убедительностью, с очень строгой логикой».
Правильно организованная работа по распространению правовых знаний, правовому воспитанию граждан является средством профилактики правонарушений. Она позволяет экономить немалые средства, которые тратятся на борьбу с негативными проявлениями в правовой сфере.
Таким образом, задача государства состоит в том, чтобы поднять на высокий качественный уровень содержание правового просвещения и воспитания в образовательных организациях, переосмыслить структуру, формы и методы работы. Важно, чтобы деятельность в сфере правового воспитания несовершеннолетних носила систематический характер.
Главной задачей программы является организация правового просвещения учащихся, обеспечение повышения их правовой культуры и воспитание правосознания. Деятельность по правовому просвещению в этой области является комплексной, она затрагивает всех участников процесса — 1) её организаторов, 2) тех, кто непосредственно занимается правовой работой с учащимися 3) самих детей. И требование повышения правовых знаний, правовой культуры относится ко всем без исключения участникам указанной деятельности. К сожалению, правовые знания большинства взрослых ненамного отличаются от знаний их подопечных — отсутствие правовой культуры, правовой нигилизм, несомненно, присутствуют во всех возрастных и социальных группах.
Поэтому работа в области правового просвещения и воспитания подрастающего поколения должна проводиться в тесной взаимосвязи с повышением уровня правовой грамотности взрослых. Объектами правового просвещения (правового обучения, самообучения, информирования, воспитания и т.п.) должны являться не только дети, но и родители, воспитатели, педагоги, работники правоохранительных органов, организаторы внешкольных занятий, учёные и государственные служащие.
Правовое просвещение, правовое воспитание, внедрение правовой культуры — это близкие понятия, являющиеся важной частью общего повышения уровня знаний граждан страны и культурного уровня общества.
Только обладая правовыми знаниями, элементами правовой культуры, имея развитое правовое сознание можно заниматься правовым просвещением младших поколений.
Работа по правовому просвещению должна использовать разнообразные методические средства, способствующие эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности субъектов правового просвещения учащихся.
Необходимо качественное информационное обеспечение; в работе с информацией важны критерии отбора, способы её накопления, методы, формы и средства передачи.
Наполнение представленной структуры живым материалом не должно вызывать затруднений у педагога, имеющего доступ к сети «интернет» и другим источникам правовой информации.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ПРАВОСОЗНАНИЯ
Документом, определяющим основные направления повышения правовой культуры общества и личности, закладывающим фундамент для совместной деятельности государства и гражданского общества в данном направлении, являются утверждённые в 2011 году Президентом Российской Федерации Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.
Главная цель Основ — создание системы качественного правового просвещения и юридического образования, основанной на единых стандартах, индивидуальном подходе, учитывающей интересы граждан и общественных объединений, позволяющей повысить правовую культуру и максимально снизить правовой нигилизм.
В Основах сформулированы такие направления правового просвещения, как правовое образование и воспитание всех членов общества, совершенствование законодательства, охрана правопорядка, обеспечение доступности правовой помощи населению и др.
Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (извлечения)
«1. Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надёжной защищённости публичных интересов.
3.Настоящие Основы направлены на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства.
4.Государственная политика осуществляется в отношении многонационального народа Российской Федерации, отдельных социальных групп и каждого её гражданина. Особое внимание уделяется формированию правосознания и правовой грамотности подрастающего поколения.
5.Федеральные и региональные государственные органы, органы местного самоуправления, профессиональные юридические сообщества и общественные объединения юристов, а также другие организации во взаимодействии между собой участвуют в реализации государственной политики.
6. Государственная политика осуществляется в тесном взаимодействии со структурами гражданского общества. …
7. Государство создаёт условия, обеспечивающие развитие правовой грамотности и правосознания граждан, их осведомлённость о характере, способах и пределах осуществления и защиты их прав, … а также доступ граждан к квалифицированной юридической помощи. Важнейшей задачей государства является также пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, правил общежития, уважения прав и законных интересов других лиц независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств.
8. Государственная политика ориентируется на исторически сложившиеся нормы морали и общепризнанные нравственные ценности многонационального народа России, направленные на обеспечение правомерного и добропорядочного поведения граждан.
12. На формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания и поведения оказывают влияние следующие факторы:
1) характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей;
2) качественный уровень воспитания и обучения в образовательных учреждениях различного типа и вида…
3) распространение и использование информационных материалов, формирующих правовую грамотность и правосознание населения, в печатном, электронном, аудиовизуальном и ином виде, а также с помощью средств массовой информации;
5) понятность, доступность и эффективность законодательства …
10) деятельность лиц творческих профессий и их объединений, средств массовой информации, организаторов эфирного и кабельного вещания, издательских организаций, производителей рекламной продукции, направленная на создание и распространение произведений, активно продвигающих в общественное сознание модель законопослушного поведения в качестве общественно одобряемого образца; ограничение распространения произведений, прямо или косвенно пропагандирующих непочтительное отношение к закону, суду и государству, правам человека и гражданина, поэтизирующих и пропагандирующих криминальное поведение».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Правовое просвещение — это целенаправленная деятельность определенного круга субъектов по распространению знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и способах их реализации, систематическому воздействию на сознание и поведение подрастающего поколения в целях формирования позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм, а также по формированию правосознания и правовой культуры.
Правовое просвещение и воспитание учащихся — это целенаправленная деятельность преподавателей образовательных организаций (школ, колледжей, лицеев, техникумов), ориентированная на создание условий для повышения правового сознания учащихся на основе общечеловеческих моральных ценностей; оказание детям помощи в жизненном самоопределении, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.
Целью правового просвещения, в том числе правового воспитания учащихся, является формирование у них правовой культуры, правовых знаний, включая позитивные правовые убеждения и ценности.
Наиболее актуальными в просветительской работе с учащимися являются следующие задачи:
создание условий для раскрытия и развития у учащихся творческих способностей, гражданского самоопределения и самореализации в интеллектуальном, нравственном, культурном и физическом развитии;
формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания;
формирование высокой нравственной культуры;
формирование активной гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры;
формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;
привитие умений и навыков управления коллективом в различных формах ученического или студенческого самоуправления;
укрепление и совершенствование физического состояния, стремление к здоровому образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к табакокурению, наркотикам, алкоголизму, антиобщественному поведению;
профилактика правонарушений.
Проведение работы по правовому просвещению учащихся возможно при выстраивании грамотной многоуровневой системы правового образования, использовании современных методов правового обучения, в том числе телекоммуникационных технологий, дистанционного правового обучения и работы в сети интернет.
В соответствии с основной целью правового просвещения учащихся в качестве основных направлений можно определить просветительское (образовательное), патриотическое, профессионально-трудовое, гражданско-правовое и культурно-нравственное.
Эти направления должны присутствовать в планах воспитательной работы на всех уровнях, во всех воспитательных мероприятиях образовательных учреждений, как в учебное, так и во внеучебное время: на уроках, лекциях и семинарах, производственной практике, в индивидуальной работе учителей с учениками, кураторов со студентами, на занятиях в кружках и секциях.
Система мер правового просвещения призвана выполнять следующие функции:
информационную — расширяет осведомленность учащихся в правовых вопросах, увеличивает возможность доступа к получению правовой информации;
разъяснительную — обеспечивает адекватность уяснения сообщаемых сведений, обеспечивает единство понимания и применения общих стандартов в правовых вопросах;
идеологическую — популяризует идеи и концепции, отражающие интересы социальных общностей и групп;
гражданского воспитания — прививает любовь к Родине;
консультативную — распространяет функциональные юридические знания, необходимые гражданам в повседневной жизни.
Правовое просвещение учащихся — задача актуальная и сложная. Её решение зависит от комплекса условий, важнейшими из которых являются грамотное выстраивание содержания правового просвещения и воспитания, применение совокупности форм, методов и приёмов, стимулирующих социальную активность учащихся.
К условиям реализации правового просвещения в школе, колледже, техникуме можно отнести:
ориентацию на конкретный конечный результат воспитательных усилий;
оптимальное планирование воспитательной работы в подразделениях образовательных учреждений;
эффективное использование гибкой системы стимулирования, поощрений и порицаний в воспитательном процессе;
включение показателей участия педагогов в воспитании учащихся в оценку их деятельности в период аттестации;
опору на творческую активность учащихся.
УЧАЩИЕСЯ КАК ОБЪЕКТЫ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ. КАТЕГОРИИ УЧАЩИХСЯ
В целях эффективной организации правового просвещения несовершеннолетних необходимо учитывать их возрастные особенности.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» даёт новые, по сравнению с Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», определения понятий «учащийся» и «обучающийся».
Учащийся — это лицо, осваивающее образовательную программу начального общего, основного общего или среднего общего образования, а также дополнительную общеобразовательную программу.
Обучающийся — это физическое лицо, осваивающее образовательную программу.
В зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации к обучающимся относятся:
воспитанники — лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации;
учащиеся — лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы;
студенты (курсанты) — лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры;
аспиранты — лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;
адъюнкты — лица, проходящие военную или иную приравненную к ней службу, службу в органах внутренних дел, службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в адъюнктуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;
ординаторы — лица, обучающиеся по программам ординатуры;
ассистенты-стажёры — лица, обучающиеся по программам ассистентуры-стажировки;
слушатели — лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, лица, осваивающие программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения;
экстерны — лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.
Таким образом, учеников школ, гимназий, лицеев и других общеобразовательных организаций правильно называть учащимися. Понятие «обучающиеся» лучше использовать в тех случаях, когда имеются в виду не только учащиеся, но и, например, воспитанники, студенты.
Категории несовершеннолетних (учащихся) в зависимости от наличия гражданских прав
Несовершеннолетний — юридическое определение ребёнка или подростка, применяемое для разграничения между взрослыми и детьми различных прав, мер защиты, привилегий. Это лица, не достигшие возраста 18 лет (Трудовой кодекс РФ); лица в возрасте от 14 до 18 лет (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также малолетние в возрасте от 6 до 14 лет наделены частичной дееспособностью. Полностью отсутствует дееспособность у малолетних до 6 лет.
Малолетние — дети до 6 лет, имеющие право посещать детский сад, право на заботу и воспитание со стороны родителей (или лиц, их заменяющих), на всестороннее развитие и уважение, а также право жить и воспитываться в семье.
Несовершеннолетние от 6 до 14 лет. В 6 лет ребёнок вправе посещать школу, получает право на самостоятельный проезд в транспорте, право на совершение мелких бытовых сделок; в 8 лет может вступать в детские общественные объединения. В 10 лет ребёнок дает согласие на изменение своего имени и (или) фамилии при усыновлении и отмене усыновления; при восстановлении родителей в родительских правах; дает согласие на свое усыновление или передачу в семью под опеку, в приемную семью; на совершение записи усыновителей в книге записей рождений в качестве родителей усыновленного ребёнка, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 132 Семейного кодекса Российской Федерации; на восстановление в отношении ребёнка в родительских правах лиц, ранее лишенных родительских прав; выражает свое мнение о том, с кем из его родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода; имеет право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, которые могут совершать имущественные сделки (ст. 26 ГК РФ). В 14 лет несовершеннолетний обязан получить паспорт гражданина Российской Федерации, имеет право требования отмены усыновления, право на управление велосипедом при движении по дорогам, внесение вкладов в кредитные учреждения и распоряжение ими. Согласно ч. 4 ГК РФ несовершеннолетний имеет право осуществлять авторские права на произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иные охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности.
Несовершеннолетние, обладающие дееспособностью в полном объеме. Это граждане, вступившие в брак до достижения 18-летнего возраста, когда это допускается законом (ст. 21 ГК РФ), а также несовершеннолетние, достигшие 16 лет и работающие по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей, усыновителей или попечителей занимающиеся предпринимательской деятельностью (ст. 27 ГК РФ «Эмансипация»).
Следует обратить внимание на тот факт, что несовершеннолетние, начиная с 10 лет, наделяются дополнительными правами, которыми не обладают малолетние в возрасте до 10 лет. Согласно ст. 57 СК РФ, учёт мнения ребёнка, достигшего 10-летнего возраста, обязателен в судебном заседании при решении дел о расторжении брака его родителей; при разрешении судом спора по иску родителей о возврате им детей (в случае, если кто-либо незаконно удерживает этих детей у себя); при разрешении судом спора по иску родственников ребёнка об устранении препятствий к общению с ними в соответствии с п. 3 ст. 67 СК РФ; при рассмотрении дел об оспаривании записи об отцовстве; при разрешении родителями вопросов, касающихся семейного воспитания детей, их образования, выбора образовательного учреждения, формы обучения, за исключением тех случаев, когда это противоречит интересам самого ребёнка.
По достижении восемнадцатилетнего возраста (с наступлением совершеннолетия) гражданская дееспособность возникает в полном объеме. С этого возраста гражданин вправе совершать самостоятельно любые виды сделок и самостоятельно несёт ответственность по своим обязательствам в полной мере.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
Просветительская деятельность в области права — это совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению правовых знаний, формирующих правовую культуру человека, основы его правосознания.
Разнообразные формы работы должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему, они предусматривают ознакомление с основами теоретических знаний, правоприменительной практикой, новаторскими идеями в области юридической науки, интерактивные способы подачи материала.
Правовое просвещение предполагает создание специального инструментария, с помощью которого можно донести правовые ценности до сознания каждого человека, чтобы они стали личными убеждениями и внутренним ориентиром поведения. Для распространения знаний о праве и правопорядке необходимо эффективно использовать все средства: школу, печать, литературу, искусство, радио, телевидение, интернет, привлекать к сотрудничеству юридические вузы, научные организации, работников правоохранительных органов и социальных служб, религиозные организации и др.
Эффективность воспитательного воздействия на детей, а также правового просвещения работающих с ними взрослых во многом зависит от выбора форм деятельности по правовому просвещению теми, кто отвечает за распространение правовых знаний, повышение правовой культуры граждан.
Учебно-воспитательный процесс необходимо строить с учётом психофизиологических закономерностей развития детей. Важное значение в деле правового просвещения учащихся имеет определение наиболее эффективных форм и методов воздействия, составляющих в системе методику, которая позволяет достигнуть социально-педагогических целей.
Формы работы с учащимися в правовой сфере должны быть направлены на развитие их познавательных интересов и способностей.
Дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия.
Необходимо применять формы и методы, стимулирующие социальную активность детей:
ситуативные (рассмотрение реальных ситуаций);
дискуссионные (обсуждение реальных проблем, обмен идеями, мнениями);
рефлексивные (самоанализ, осмысление и оценка собственных действий);
игровые (моделирование реальных ситуаций «Пешеходы», «В автобусе», «На перемене»);
общественно значимые (выполнение общественно значимых поручений, проведение экологических акций, акций милосердия, помощи различным категориям населения; развитие системы самоуправления в классном коллективе с разработкой законов детской жизни, конституции класса);
творческие (выставки творческих работ «Страна моей мечты», «Мы — граждане многонационального государства» и др.);
проектные и исследовательские.
Уроки права для учащихся разных возрастных категорий, включение правовых вопросов в темы уроков различных школьных предметов, факультативы, элективные, дополнительные занятия. Юридическое содержание учебных занятий по праву должно отвечать следующим требованиям:
научность юридической информации, её достоверность;
доступность материала определенному адресату;
актуальность изучаемых правовых понятий и их непосредственная связь с жизнью;
оптимальность объёма предложенной юридической информации.
Правовая работа должна иметь такие характеристики:
информативность и содержательность, которые оказывают содействие реализации практических и общеобразовательных целей;
коммуникативная направленность;
ситуативность — наличие набора ситуаций, которые являются предметным фоном и стимулом к целенаправленным правомерным поступкам;
ориентация задач на повышение правовой и гражданской активности слушателей;
эмоциональность форм и способов реализации, которая оказывает содействие повышению интереса к предмету.
На уроках права необходимо организовать знакомство учащихся с нормативными правовыми актами, регулирующими жизнь детей и подростков, это:
основные международные документы о правах человека: Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребёнка, Конвенция о правах ребёнка и др.,
важнейшие нормативные правовые акты России: Конституцию Российской Федерации, федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации», кодексы Российской Федерации (Семейный, Жилищный, Гражданский, Об административных правонарушениях, Уголовный, процессуальные и др.).
локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность в конкретной образовательной или трудовой организации (уставы, коллективный договор), регулирующие отношения в сфере образования и труда (правила поведения учащихся, правила внутреннего трудового распорядка).
Беседы, лекции
Наибольший воспитательный эффект дают беседы, проводимые непосредственно в учебных группах, поскольку они позволяют в максимальной мере сосредоточить внимание ребят, ответить на интересующие их вопросы. В течение учебного года рекомендуется организовывать проведение квалифицированных бесед на правовую тематику в каждой учебной группе. К проведению таких бесед можно привлекать работников суда и прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, представителей юридической профессии. Они могут рассказывать о законодательстве, охраняющем права и интересы детей, показывать воспитательно-профилактическую роль российских законов и практики их применения, разъяснять учащимся меру ответственности за уголовные преступления и административные правонарушения, раскрывать содержание норм уголовного, административного и других отраслей права об ответственности несовершеннолетних, вести антиалкогольную пропаганду, осуществлять другие мероприятия по формированию и развитию правосознания учащихся.
Творческие формы (представление проектов, выпуск газет, конкурсы рисунков и плакатов)
Проектная форма деятельности предусматривает подготовку творческого задания, презентации, проведение социологических исследований и обязательно представление материала. Индивидуальная работа каждого становится частью коллективной работы. Проблема, знакомая и значимая для подростков, должна браться из реальной жизни. В ходе работы группы учитывается мнение каждого, оно обсуждается в доброжелательной манере. Форма представления результатов может быть различной (изделие, макет, презентация, видеофильм, праздник, экспедиция, и т.д.). Само публичное представление воспитывает умение выступать перед аудиторией — прививает ораторские навыки, определяет манеру поведения и т.п.
Интерактивные методы
Интерактивные методы — это методы, обеспечивающие личное участие, непосредственную включенность детей в предлагаемую деятельность. При использовании интерактивных методик исследуются противоречивые вопросы, моделируются реальные ситуации, предлагаются проблемы для совместного решения. Интерактивные методики позволяют педагогу создать в группе атмосферу сотрудничества и созидания, которая в наибольшей степени соответствует цели воспитания правовой культуры — она осознаётся целостно, не только через информацию, но и через чувства и действия. Так, дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения правовой культуры. Она позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Участники заранее должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута — ведение спора. Необходимо установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута — уважение к позиции и мнению любого участника.
Игровые формы
Игровые формы — ролевые и деловые игры, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, взятых из реальной жизни или художественных источников, инсценировки судебных процессов, жизненных правовых ситуаций. Методика игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. Можно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путём совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.
Использование инсценировок и ролевых игр позволяет разнообразить процесс обучения, мотивировать школьников к самостоятельному поиску информации, формировать ответственное отношение к выполняемому делу, учит работать в коллективе, выражать и грамотно отстаивать свое мнение.
Темы инсценировок — актуальные и волнующие современное общество: лишение родительских прав; угон автотранспорта; защита чести и достоинства; защита трудовых прав несовершеннолетних; продажа подросткам алкогольной продукции. Цели мероприятия — образовательные: изучение основных правовых документов, порядка ведения судебного процесса; воспитательные: умение правильно защищать свои интересы, обосновывать свою точку зрения, уважать оппонента, проявлять гражданскую позицию; получение навыка публичных выступлений; расширение социального опыта.
Например, изучение правовых вопросов возможно путём инсценировок сказок «Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц», «Золушка», «Золотой ключик», «Хаврошечка», «Двенадцать месяцев», отрывков из сказок А.С. Пушкина. Ролевые игры «Заседание Конституционного суда», «Выборы Президента».
Массовые мероприятия по правовому воспитанию
Так возможны школьные, региональные, республиканские, всероссийские правовые конкурсы, правовые турниры.
Использование материалов средств массовой информации — подготовка, чтение и обсуждение правовых печатных изданий и специальных правовых колонок или отдельных материалов в других газетах и журналах, обсуждение юридических телепередач, программ на радио, популярных сайтов интернета, приравненных к СМИ. Задача публикаций и передач состоит в популяризации законов, разъяснении юридических норм гражданам. СМИ используют самые близкие потребителю каналы передачи информации, в том числе правовой, причём в самых разных формах — от научных материалов до развлекательно-игровых, что делает СМИ способными «достучаться» до ума и сердца подростков. Следует активно пользоваться этим эффективнейшим инструментом для воспитания правосознания несовершеннолетних.
Печатные СМИ: «Российская газета» (источник официальной правовой информации), журналы «Российская юстиция», «Право и жизнь».
Телевизионное расследование: «Человек и закон». Основные темы: борьба с организованной преступностью, расследования о коррупции, криминальные истории и др. Судебные заседания по проблемам подростков: Право-ТВ «По делам несовершеннолетних».
Интернет: on-line версии юридических журналов, записи ТВ-передач («Федеральный судья»), порталы и сайты, приравненные к СМИ по объёмам посетителей: lawportal.ru «Юридическая Россия» — размещены полные тексты статей из журналов «В мире права», «Ежегодник истории права и правоведения», «Конституционное право» и др., zakon-TV.ru Портал юридического телеканала «Закон ТВ»
Электронная форма правового просвещения
Интернет предоставляет огромный разнообразный материал для работы с учащимися в области права. Прежде всего, это источник официальной правовой информации pravo.gov.ru. И конечно, это многочисленные правовые порталы, сайты юридической направленности, где размещены тексты учебников, учебных пособий, монографий, представлены памятники правовой культуры, справочные правовые издания, даются электронные рекомендации для клиентов и специалистов, предоставляется информационное сопровождение юридических действий (инструкции для освоения информационно-правовых баз, заполнения юридических форм, информационные гиды, реестры информационных ресурсов).
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
В результате работы по правовому просвещению учащиеся должны узнать: содержание Конституции Российской Федерации, определяющей принципы права, систему прав и обязанностей граждан России;
основополагающие документы международного права по правам человека и правам ребёнка;
о правах и обязанностях гражданина России, порядке их реализации, возможностях и методах защиты прав личности;
об охране правопорядка государственными органами, о регулировании отношений между гражданами и государством в сфере охраны правопорядка;
о видах юридической ответственности несовершеннолетних, условиях и порядке привлечения к юридической ответственности;
о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности, о правилах, соблюдение которых способствует охране личной безопасности человека от преступных посягательств.
Учащийся должен:
усвоить совокупность конкретных правил поведения в семье, доме, школе, на улице, в учреждениях культуры, на массовых мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан;
овладеть юридическими терминами и понятиями в объеме, необходимом для изучения основ права, уметь правильно пользоваться юридической терминологией, читать юридические документы и объяснять их смысл;
уметь применять правовые знания: планировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуациях, давать правовую оценку поступкам людей, собственным действиям, явлениям жизни;
уметь осуществлять свои права на практике;
руководствоваться существующими юридическими нормами в различных сферах жизни;
иметь четкие ценностные ориентиры гуманистической направленности (в системе ценностных приоритетов такие, как жизнь и здоровье человека, права человека, его свобода, честь, достоинство и др.);
иметь чёткую установку на законопослушание, негативно относиться к нарушению правопорядка.
Понимая особую значимость для подрастающего поколения знаний об основных, естественных, неотъемлемых и универсальных правах человека, правах ребёнка, рекомендуется вести систематическую работу по правовому просвещению всех участников образовательного процесса.
Таким образом, результатом правового просвещения учащихся являются:
получение систематизированных знаний о праве, законодательстве Российской Федерации, существующем правопорядке, способах его охраны;
ориентированное на социальную ценность права и правопорядка отношение к закону, установка на законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка;
достижение социально полезного поведения личности, проявляющееся в осознанном правомерном поведении, умелой реализации своих прав и свобод, ответственном отношении к выполнению обязанностей гражданина, готовности в различных жизненных ситуациях действовать юридически грамотно, ориентируясь на существующий закон;
снижение количества правонарушений, совершаемых учащимися образовательных учреждений.
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ
Я пришел к заключению, что нет детей-правонарушителей, а есть люди, не менее богатые, чем я, имеющие право на счастливую жизнь, не менее, чем я, талантливые, способные жить, работать, способные быть счастливыми и способные быть творцами. И тогда, конечно, совершенно ясно, никакие специфические педагогические задачи перевоспитания уже не могли стоять передо мной. Стояла обыкновенная задача — воспитать человека так, чтобы он был настоящим … человеком, чтобы он мог быть образцом поведения… А.С. Макаренко
Воспитание — понятие многоаспектное. Это процесс целенаправленного и систематического воздействия на физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие личности в целях подготовки её к семейной, общественной, производительной и культурной жизни3. Воспитание предполагает формирование у подрастающего поколения начиная с раннего возраста значимых качеств, готовности реализовать их в интересах общества и государства.
Правовое воспитание учащихся — это организованное, систематическое воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки. Правовые знания должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.
Речь идет не просто о правовом образовании, а о воспитании личности, характера ребёнка. Недостаточно только проинформировать ребёнка о его правах и обязанностях, правомерном поведении, необходимости уважения общечеловеческих ценностей, прав и свобод других людей. Следует закрепить эти принципы в сознании, чтобы ребёнок мог использовать их в жизни. Надо воспитать внутреннюю потребность личности следовать закону и поступать правильно всегда, вне зависимости от обстоятельств.
Эффективность реализации процесса правового воспитания учащихся в значительной степени зависит от выбора форм, методов, средств деятельности. Вообще воспитание — это подбор стимулов для формирования мотивов самовоспитания. В результате правового воспитания у ребёнка должна появиться мотивация социально приемлемого поведения — он должен захотеть стать законопослушным, поняв в этом в определённом смысле выгоду для себя.
Правовое воспитание в школе можно поддерживать такими формами и методами, как тренинги, инновационные игры, семинары, дебаты, экскурсии в суды и др. Интерпретация правовых знаний посредством привлечения учеников к активной умственной и практической деятельности поможет перевести полученные знания в жизненный опыт.
Работа по правовому воспитанию детей основывается на принципах уважения личности, разумных требований, заботы и внимания к их интересам, искренности и открытости, принципиальности.
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ
Гражданско-патриотическое воспитание — это процесс подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях демократического общества, инициативному труду, участию в социально значимых делах, реализации прав и обязанностей.
Гражданственность — нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед коллективом, к которому он принадлежит — это государство, семья, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от посягательств общественные права и интересы, в ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор. Гражданская позиция — это стремление отстаивать свои законные права и интересы всеми законными методами и, кроме того, небезразличие к соблюдению прав и интересов других людей.
Патриотизм и гражданственность выражаются в совокупности достойного поведения и высоких нравственных чувств: это любовь к Родине, следование традициям своего народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к защите чести и достоинства Родины, воинская храбрость, мужество и самоотверженность, отрицание расовой и национальной нетерпимости, уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.
Правовое просвещение направлено, в частности, на формирование последовательной, твёрдой, аргументированной активной гражданской позиции, гражданской компетентности личности — её знаний в области права, а также социологии, этики, политологии, позволяющих ей свободно ориентироваться в жизни гражданского общества, активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей, применить свои знания и умения на практике.
Для просвещения учащихся в гражданско-правовой сфере необходимо:
создать условия для усвоения несовершеннолетними основных ценностей и понятий гражданского общества;
познакомить детей с правовыми и нравственными нормами, регулирующими жизнь отдельного человека и общества в целом, с деятельностью общественных институтов;
развить у учащихся социальную активность, желание участвовать в преобразованиях окружающей жизни и социально значимых акциях; воспитать такие качества, как ответственность, уважение к другим и чувство собственного достоинства;
расширить общекультурный кругозор, сформировать правовую культуру и гражданскую грамотность; познакомить учащихся с выдающимися гражданами России и мира, историческими достижениями Родины.
Примерные мероприятия:
изучение символики России, края, города, школы; оформление уголка символики;
проведение мероприятий и акций, посвящённых памятным и знаменательным датам российского, краевого и городского значения;
изучение родного края и страны через организацию походов, заочных путешествий;
совершенствование системы классного и школьного управления;
организация встреч с заслуженными людьми, выпускниками школы, ветеранами войн;
работа творческих объединений «Основы правовой культуры», «Я и мои права».
Гражданско-патриотическое воспитание, прививающее любовь к Родине и ощущение ответственности за её процветание, начинается «с картинки втвоём букваре» — с младшего возраста. Но особенно необходима работа в этом направлении с подростками — в 14 лет молодой человек получает паспорт и становится гражданином страны. Понятие гражданин имеет и юридический смысл (принадлежность к государству), и особый моральный.
Гражданин — это человек, знающий и уважающий законы своей страны, занимающий активную нравственную позицию, осознающий свою ответственность по отношению к Отечеству, народу, национальным ценностям, святыням, культуре.
Необходимо, чтобы подросток оценил значимость этого события — получения паспорта гражданина страны. Поэтому вручение такого важного документа не может быть канцелярским, бюрократическим, проходным действием, оно должно запомниться человеку.
Подросток должен оценить свой новый статус как переход к реальной взрослости с новыми правами и ответственностью. Он должен узнать, что с 14 лет человек при правонарушении подпадает под многие статьи уголовного и административного кодексов. И удобный момент предоставить ему информацию о том, что он может и чего не должен с этого дня делать — это момент вручения паспорта. Хорошо, если о новом правовом статусе молодого человека и конкретно о новом уровне ответственности скажут представитель паспортного стола, приглашённые на вручение лица и если вместе с паспортом ему вручат печатные издания с чётко прописанными правами, обязанностями и ответственностью несовершеннолетнего, наступающими в зависимости от его возраста.
ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ (ОПЕКУНОВ, ПОПЕЧИТЕЛЕЙ) УЧАЩИХСЯ
Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей (ст. 65 Семейного кодекса РФ). Интересы детей упоминаются во многих статьях СК РФ, регламентирующих отношения между родителями и детьми:
при определении права ребёнка на совместное проживание с родителями (ст. 54);
при предоставлении ребёнку права выражать свое мнение (ст. 57);
при решении вопроса об изменении имени и фамилии ребёнка (ст. 59).
В интересах детей родители (опекуны, попечители) должны по мере возможностей заниматься их правовым просвещением — рассказывать о законодательстве, о прибавлении ответственности с прибавлением возраста, о последствиях нарушения законов и правил. Однако для этого родители должны в какой-то мере разбираться в правовых вопросах.
Поэтому методические рекомендации по правовому просвещению подростков включают тему правового просвещения родителей, которое должно быть ориентировано на обеспечение защиты прав ребёнка и обеспечение его безопасности.
Учебные заведения являются одним из важнейших социальных институтов, которые могут заниматься повышением уровня правовых знаний родителей (опекунов, попечителей) своих учеников для того, чтобы семья могла принимать участие в деле правового просвещения детей.
Деятельность по правовому просвещению родителей учащихся направлена на:
утверждение у родителей навыков самодисциплины, культуры поведения, личностных установок, основанных на правовых и моральных ценностях общества;
профилактику социального сиротства и семейного неблагополучия, формирование культуры семейных отношений, актуализацию чувства родительской ответственности перед обществом и государством;
освещение актуальных вопросов становления правового пространства России, развитие интереса к вопросам правового образования, определение ими своего отношение к праву как общественной ценности;
развитие компетенции для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации гражданской позиции.
Отношение к праву в семье, правовая грамотность родителей помогает ребёнку осознать важность права в его жизни, воспитывает законопослушание, и наоборот, «правовой беспредел» в семье, правовой нигилизм родителей отрицательно влияет на осознание важности права в жизни ребёнка. Видя пример жизни в обход закона или в ситуации его нарушения, ребёнок не воспринимает право как ценность общества, как его основу, сам может своими делами и поступками тоже нарушать закон. В подобной ситуации правовая оценка деятельности ребёнка варьируется в зависимости от традиций семейного воспитания. Именно это обстоятельство определило важность правового просвещения родителей, их юридической и психологической подготовки.
Особенно это касается родителей детей старшего возраста, так как именно переходный период подростков — зачастую огромная проблема для семьи. Не понимая психологических причин отклоняющегося поведения детей, не зная правовых последствий такого поведения, не умея общаться с повзрослевшими личностями, уменьшая внимание к своим детям по мере их взросления, родители совершают много ошибок, которые могут негативно сказаться на будущем ребёнка и всей семьи.
Особенностью родителей подростков является то, что они, в отличие от родителей младших школьников, меньше контактируют с образовательными учреждениями, ослабляют контроль за детьми, нередко предоставляя им полную свободу действий.
Правовое просвещение не только даёт родителям знания в области права и законодательства, но и помогает им осознать ответственность за судьбу своих детей, способствовать их адаптации к окружающей жизни наименее болезненным образом — путём своевременного приобретения необходимых знаний и социального опыта.
Перечисленные факторы превращают организацию системы правового образования родителей подростков в настоятельную необходимость. Правовым просвещением родителей должны заниматься преподаватели учебных заведений, специалисты социальных служб, работники правоохранительных органов, учёные — юристы и психологи, в настоящее время — специалисты в области информационных технологий и др.
Необходимо информировать родителей о:
правах ребёнка, защите прав ребёнка;
обязанностях родителей в отношении детей;
наказаниях за нарушение прав ребёнка;
ответственности родителей за поведение несовершеннолетних детей;
возрастных особенностях детей, проблемах взросления и их криминологических аспектах;
состоянии и особенностях детской преступности, видах правонарушений несовершеннолетних и мерах их предупреждения;
актуальной криминогенной ситуации в городе и микрорайоне, действиях в этой ситуации, статистике правонарушений и несчастных случаев;
конкретных примерах сложных и конфликтных жизненных ситуаций и их правовой стороне;
полномочиях правоохранительных органов и социальных служб, отвечающих за работу с детьми;
органах защиты детей, службах, в которые можно обратиться в трудных случаях и т.п.
Преподаватели, специалисты должны:
помочь родителям осознать возможности своих детей, оценить их социальный статус,
ориентировать родителей на обеспечение и защиту прав ребёнка и обеспечение безопасности детей,
помочь родителям социально адаптировать детей к динамичной и противоречивой окружающей жизни,
способствовать профилактике правонарушений несовершеннолетних путём оказания помощи родителям в осознании их ответственности за детей,
знакомить родителей со способами решения конфликтных ситуаций в семье, школе, на улице.
Следует рассматривать с родителями вопросы правопорядка и юридической ответственности, выполнения правил поведения в общественных местах, общественной опасности противоправных действий, личной безопасности несовершеннолетних и др.
Необходимо акцентировать внимание на таких задачах родителей, как воспитание у ребёнка любви к человеку, семье, Родине, городу, природе, стремления к здоровому образу жизни, умения не провоцировать конфликтных ситуаций и не поддаваться на провокации.
Должна проводиться работа с родителями детей из «групп риска». Это индивидуальная работа, ориентированная на родителей одного ребёнка либо на родителей со сходными проблемами. Необходимо наблюдение за такими семьями со стороны педагогов, других специалистов.
Целью политики в сфере защиты прав семей с несовершеннолетними детьми является сохранение института семьи, создание государством благоприятных условий для выполнения родителями важнейшей социальной функции воспитания детей, профилактика и предупреждение семейного неблагополучия, поддержка семей с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию и в социально опасное положение.
В результате правового просвещения родители должны:
знать права и гарантии, обязанности и ответственность родителей и детей,
уметь:
выступать в роли защитников интересов своих детей в законодательном порядке,
предупреждать и грамотно разрешать конфликтные ситуации,
научить ребёнка правилам личной безопасности.
Важную роль должны играть родители в нравственном воспитании, они обязаны помогать подросткам в усвоении системы общечеловеческих ценностей.
Работа с родителями будет более эффективна, если проводить её на основе определения ценностной ориентации родителей, уровня их правовых и общих знаний, их жизненной ситуации. Определить это поможет диагностика (тестирование, анкетирование, опрос родителей).
Желательно сделать родителей активными участниками работы с подростками. Важно привлекать их к государственно-общественным формам управления (деятельность попечительского совета, управляющего совета, родительского комитета, совета родителей, семейных клубов, творческих объединений и т. п., благотворительная и спонсорская деятельность).
Работа с родителями может проводиться на базе учебных заведений, лекториев, домов культуры, социальных центров, клубов и т.п.
Формы работы с родителямями:
Родительские собрания.
Лекции.
Консультации. Встречи с юристами, психологами, педагогами, медиками, санитарными врачами, работниками правоохранительных органов.
Круглые столы
Родительские конференции
Практические занятия, тренинги
Наглядные формы
Организация акций, проводимых совместно родителями и детьми
Участие в общих мероприятиях совместно родителей и детей
РАБОТА С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА» И ИХ РОДИТЕЛЯМИ
Большое профилактическое значение имеет правовое просвещение и правовое воспитание учащихся, склонных к противоправным проступкам.
Дети «группы риска» — это та категория детей, которая в силу определённых обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Понятие учащиеся «группы риска» подразумевает следующие категории детей:
дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.
дети из неблагополучных, асоциальных семей;
дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социальнопсихологической помощи и поддержке.
Да, «группой риска» для несовершеннолетних могут, к сожалению, являться и их собственные семьи. На становление личности несовершеннолетнего преступника влияют семьи, в которых существуют следующие факторы:
невыполнение родителями своих обязанностей по воспитанию детей, невнимание к их интересам, грубость и деспотизм;
отрицательный пример членов семьи, их аморальный образ жизни, пьянство, скандалы, ссоры, переходящие в драки;
наличие в семье антиобщественных взглядов, обычаев, нравов, пренебрежительное отношение членов семьи к труду и другим важным гражданским обязанностям;
вовлечение несовершеннолетних в наркоманию, проституцию, занятиями азартными играми.
В таких семьях как способ общения утвердились взаимное неуважение, грубость, жестокость, цинизм в межличностных отношениях. Становясь привычными для детей, с одной стороны, они вызывают у них стойкую ненависть к непосредственным виновникам создания подобной обстановки в семье, а с другой — формируют аналогичные качества и отношения у самих детей. Ребёнок ожесточается, сам становится циничным, эмоционально глухим, не считается с интересами и чувствами других людей.
Контроль за трудными семьями государства и общества должен быть постоянным и действенным, работу с ними необходимо проводить исключительно в интересах детей. Полиция, социальные службы могут применять к таким семьям определённые меры; учебные заведения могут, со своей стороны, активизировать индивидуальную работу в области правового просвещения.
Большое значение имеет предупредительное воздействие на личность учащегося, то есть индивидуальная профилактика. Меры индивидуальной профилактики должны воздействовать как на саму личность учащегося, так и на окружающую его среду.
Основными элементами системы предупредительного воздействия являются: тщательное изучение личности детей «группы риска»; определение основных мер и мероприятий, опираясь на которые на практике можно было бы добиться поставленных целей и задач; выработка рациональных методов организации, контроля и определения эффекта индивидуального профилактического воздействия.
Задачи:
формирование у детей отношения к праву как социальной ценности и понимания необходимости правовых знаний;
выявление интересов, способностей и склонностей ребёнка для его дальнейшего профессионального самоопределения;
формирование готовности и способности разрешать конфликты мирным путём, в том числе с использованием различных норм и правил;
воспитание уважения к закону и общественным ценностям, развитие гражданской ответственности.
оказание помощи семье в решении проблем воспитания, социальнопсихологическое просвещение родителей, усиление их роли в воспитании детей.
Основные направления работы
Профилактика правонарушений и наркомании. Организация правовой информированности учащихся, родителей, педагогов; работа психолога по обучению навыкам эффективного общения, ответственного принятия решений; правовое просвещение учащихся.
Помощь в профессиональной ориентации и самоопределении учащихся. Профессиональная диагностика (анкетирование); профессиональное просвещение (беседы, встречи, экскурсии); профессиональное консультирование (работа с психологом, педагогами); посещение выставок «Образование и карьера».
Стимулирование культурно-творческой деятельности учащихся. Участие в общешкольных массовых мероприятиях, предметных неделях; каникулярный отдых.
Привлечение учащихся к занятиям в кружках, секциях, объединениях блока дополнительного образования.
Просветительская деятельность. Формирование у учащихся отрицательного отношения к наркогенным веществам и последствиям их употребления; социально-педагогическая диагностика различных категорий детей; проведение лекций и бесед с учащимися по профилактике употребления психоактивных веществ с привлечением специалистов.
Работа с родителями. Оказание помощи родителям в решении социальных, юридических, социально-психологических вопросов. Индивидуальная работа с членами многодетных и социально незащищённых семей, семьями с детьми-инвалидами; консультирование с целью оказания помощи в решении социальных, юридических, социальнопсихологических вопросов.
Интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания; создание служб школьной медиации в образовательных организациях с целью создания благоприятной среды и урегулирования конфликтов между детьми, родителями, учителями и администрацией образовательной организации.
Служба школьной медиации (школьная служба примирения) — новое направление в работе педагога-психолога, позволяющее повысить и его личные профессиональные навыки, и статус школы в целом. Организация служб школьной медиации в образовательных организациях осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.10.2012 № 1916-р «О плане первоочередных мероприятий до 2014 г. по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы».
Основная цель служб школьной медиации (примирения) состоит в формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая их вступление в конфликт с законом.
Под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров (конфликтов) при содействии медиатора — независимого лица, привлекаемого сторонами в качестве посредника для содействия в выработке взаимоприемлемого решения. Метод школьной медиации позволяет образовательной организации и семье воспринимать друг друга как партнёров, стремящихся к одной цели, и объединить их усилия для обеспечения безопасности и благополучия ребенка. Процедура медиации является эффективным инструментом не только для разрешения споров и конфликтных ситуаций в школе, но и для их предупреждения и профилактики.